Skip to content

Алё, гараж!. Дом. №22 (847) 4 июня 2012 г.. БелГазета

Алё, гараж!

Строительство новых гаражей в Минске может растянуться на десятилетие

Начало истории положено еще в 1995г. когда городские власти разрешили УКС Мингорисполкома осуществить совместно с ЗАО «Гирство» проектирование и строительство многоярусных боксовых гаражей со встроенно-пристроенными магазином и станцией техобслуживания. При этом «Гирство» выступило инвестором по проектированию и строительству объекта и обязалось вести непрерывное финансирование работ.

В 1998г. решением Мингорисполкома под строительство объекта во временное пользование заказчику был выделен участок земли вдоль МКАД площадью 1,6922 га. В соответствии с действовавшим на тот момент законодательством факта выделения участка было достаточно для начала строительства — работы планировалось начать в марте 1999г. Объект должен был быть завершен во II полугодии 2001г.

В 1999-2000гг. «Гирство» начало привлекать в строительство физлиц. В соответствии с заключаемыми с ними договорами предприятие обязалось построить и по завершении строительства продать по договору купли-продажи гражданину гаражный бокс, а участник строительства — оплатить гараж. Многие из ввязавшихся в строительство граждан полностью и в срок произвели оплату, о чем «Гирство» предоставило справки. В них компания признала, что стоимость гаража является окончательной и корректировке не подлежит, и предоставила гражданам право выбора гаража.

Но возможность сделать это им так и не представилась. Сначала в 2001г. Мингорисполком изъял у заказчика часть земель для развития МКАД, что потребовало корректировки проектно-сметной документации (ПСД). А затем у инвестора (в 2006г. ему были переданы и функции заказчика) возникли финансовые трудности. У компании не нашлось средств не только на завершение строительства, но и на разработку оставшейся части ПСД.

Как пояснил «Дому» начальник отдела городского хозяйства администрации Фрунзенского района столицы Артем Лобко, ПСД должна была состоять из трех разделов: строительного, инженерного и раздела по благоустройству. На данный момент имеется ПСД только по строительству. «Гирство» уже заключило с УКС районной администрации и УП «Белорит» трехсторонний договор на разработку разделов «Инженерные сети» и «Благоустройство».

Однако вопрос о том, кто будет оплачивать выполнение этих работ (по предварительной информации, доработка ПСД и окончание строительства могут потребовать внесения еще Br 8-10 млрд.), повисает в воздухе.

Ситуация осложняется тем, что за время, пока тянется история, законодательство, регламентирующее строительство, претерпело изменения. Начинать строительство без полностью разработанной ПСД теперь нельзя. Формально получается, что десятилетие строительство гаражей велось самовольно, даже произведенное строительство невозможно зарегистрировать.

Довнести необходимые средства предложено участникам строительства, но многие из них возражают, ссылаясь на то, что стоимость строительства корректировке не подлежит. «Мы свои деньги на строительство наших гаражей выплатили сполна еще в 1999г. 2000г. и 2001г.», — отмечается в коллективном письме в Мингорисполком.

Другие, по информации Лобко, готовы внести средства в определенном объеме, понимая, что иного способа достроить гаражи нет. К тому же недострой грозит вылиться в постоянный источник расходов: по информации участников строительства, их обязывают уплачивать арендную плату за землю. Однако даже те, кто в принципе готов доплатить, не хотят, чтобы финансовые потоки вновь шли через «Гирство», что делает необходимым создание какой-либо новой конфигурации участников истории.

Районная администрация выступила с инициативой создать гаражно-строительный потребкооператив с открытием расчетного счета, на котором будут аккумулироваться поступившие средства участников долевого строительства на оплату строительно-монтажных работ. Ему же планировалось передать функции заказчика. Однако участники строительства не дали на это согласия.

Они уже выразили недоверие директору ЗАО «Гирство» и неоднократно обращались в районную администрацию с вопросом о нарушении «Гирством» финансово-хозяйственной деятельности. Однако Минфин, проверявший, как компания расходовала денежные средства, не усмотрел нарушений, которые могли бы свидетельствовать о мошеннических действиях специалистов субъекта хозяйствования. В администрации Фрунзенского района считают, что компания стала заложницей растущих цен на стройматериалы.

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ДОЛЖНА БЫТЬ ЧЁТКО ПРОПИСАНА»

Прокомментировать ситуацию и обрисовать перспективы участников строительства «Дом» попросил адвоката Минской областной юрконсультации N3 Екатерину БУКАТУЮ .

— Данная ситуация представляется достаточно запутанной и требует серьезного разбирательства с привлечением юриста, которому будут предоставлены все имеющиеся документы. Поверхностное знакомство с историей строительства гаражей позволяет выявить лишь некоторые спорные моменты, на которые обращу внимание.

Первый из них — срок исковой давности. Ориентировочный срок ввода гаражного комплекса в эксплуатацию установлен как первое полугодие 2001г. К тому времени ЗАО «Гирство» не выполнило своих обязательств перед участниками строительства, те узнали о нарушении своих прав. Уже тогда они могли обращаться в суд для истребования внесенных средств и процентов за пользование ими или, что было бы менее эффективно, для понуждения к выполнению ЗАО «Гирство» взятых на себя обязательств. Срок исковой давности по таким делам составляет три года.

Следующий вопрос — наличие проектно-сметной документации. В момент привлечения денежных средств граждан законодательство позволяло начать строительство сразу после выделения земельного участка. Позднее требования ужесточились: теперь для начала строительства, помимо выделенного земельного участка, в обязательном порядке нужна ПСД, подтвержденная строительной экспертизой. По нынешнему законодательству, даже если бы гаражи были достроены без ПСД, они считались бы самовольным строительством, его невозможно было бы зарегистрировать, а значит — и передать гражданам, чтобы те оформили гаражи в собственность. В данном случае позицию граждан, которые хотят получить гараж в собственность, но не готовы доплачивать за доработку ПСД, считаю неконструктивной.

Если участники строительства не обладают необходимыми материальными ресурсами и не могут довнести средства, то у них сохраняется возможность требовать в судебном порядке возврата внесенных денежных средств, индексированных с учетом инфляции. Но если финансовое состояние ЗАО «Гирство» не позволит ему выплатить эти средства, то речь может идти о банкротстве предприятия. Тогда оно будет отвечать по материальным искам своим имуществом, если его стоимости хватит для погашения обязательств. В противном случае граждане рискуют остаться ни с чем.

Не вижу способа достроить гаражи без дополнительных денежных вливаний. Скорее всего, это будет предусмотрено допсоглашением. Однако теперь участникам строительства следует быть более внимательными, оценивая пункт об ответственности сторон за неисполнение договорных обязательств. Она должна быть четко прописана. В любом случае не помешает консультация юриста.

Что касается предложения образовать гаражный кооператив, то главное преимущество состоит в том, что членам кооператива проще отстаивать свои позиции, т.к. они выступают как единый коллектив, а не как разрозненные физлица. Их интересы представляет председатель кооператива, который ведет переговоры со всеми инстанциями, следит за поступлением и расходованием денег и пр.

Published inГараж на участке

Comments are closed.

Designed by Ron