Skip to content

Артур Клинов «Минск путеводитель по Городу Солнца»

Артур Клинов «Минск путеводитель по Городу Солнца»

Артур Клинов «Минск: путеводитель по Городу Солнца»

Cовместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem

Белорусский писатель, художник и архитектор Артур Клинов исследует Минск как один из главных градостроительных проектов сталинской эпохи, место, где в 1930-е начали строить идеальный советский город.

Минск: путеводитель по Городу Солнца белорусского писателя, художника и архитектора Артура Клинова — попытка психогеографического описания одного из главных градостроительных проектов сталинской эпохи. Текст, иллюстрированный фотографиями автора, сочетает биографи&not,ческую прозу, историко-архитектурный очерк и культурологический анализ великой советской утопии. Книга, написанная на белорусском языке в 2005 году, переведена на немецкий, польский, шведский и венгерский языки, на русском публикуется впервые.

Минск — не единственное место, где в 1930-е начали строить идеальный советский город. Однако только здесь этот проект удалось реализовать наиболее полно, так как именно в Минске была максимально уничтожена древняя историческая ткань города. Минск разрушался много раз: в результате битвы на реке Немиге в 1067 году, описанной в Повести временных лет, во время Русско-польской войны в середине XVII века, Великой Северной войны в начале XVIII века, Отечественной войны 1812 года, Первой и Второй мировых войн. В мирное время в XIX веке были уничтожены следы католического, литовско-польского прошлого города. То, что Город Солнца воплотился именно в Минске, не было случайным капризом. Город, начавший свою историю с кладбища — с Немиги кровавых берегов — сам стал усыпальницей городов. На его территории родилось и ушло в небытие несколько Минсков. В разные времена он становился то католическим, то православным, то иудейским, то барочным, губернским, советским, имперским. После каждой смерти Город возрождался не в продолжение прежней традиции, а как иной Город, где становились другими эстетика, быт, религия населения. Могло ли физическое тело Города Солнца найти более бестелесный город?

Клинов пишет о политической, социальной, религиозной и этнической истории Минска, и в этом контексте новое значение приобретает советская утопия и ее эстетика, в первую очередь архитектура и монументальная скульптура 1930-1950-х годов. Автор дает метафизическое толкование структуры и топонимики Города Солнца, ограниченного центральным отрезком Проспекта Независимости и шестью главными площадями. Отдельное внимание он уделяет паркам (райским садам для народа), дворцам для народа и их изнанке — дворам как зоне неофициальной жизни, протестным диагоналям, противопоставленным геометрии официального города.

Одна из важных тем книги — отношения власти и искусства: Город Солнца — город художников и поэтов, создававших декорации для Страны Счастья (кстати, сам автор в молодости ездил со своим отцом на халтуры — оформлял колхозы советской символикой, то есть делал деньги на богах). И все же Идеальный Город Утопии должен иметь одного Автора, Великого Архитектора, Дирижера. Имя ему — Диктатура. В этом отношении книга Артура Клинова становится комментарием к тексту Бориса Гройса Gesamtkunstwerk Сталин, недавно опубликованному в рамках совместной издательской программы Центра Гараж и издательства Ad Marginem, только Гройс бы сказал, что Автором советской Утопии был лично Сталин. Клинов, как и Гройс, подчеркивает романтическую природу искусства сталинской эпохи. Город Солнца возник. как декорация к возвышенной романтической пьесе. Страна Счастья умерла, но остался Солнечный Город Грез — грандиозная сценография к пьесе под названием Счастье.

Об авторе

Артур Клинов (р. 1965) — художник, писатель, издатель. Родился в 1965 году в Минске. В 1987 году закончил архитектурный факультет БПА. В 80-е годы активный участник нонконформистского движения в белорусском искусстве. Создатель одной из первых в Беларуси неформальных арт-групп «Сообщество БЛО» (1987), основатель Белорусской ассоциации современного искусства (1998), с 2002 года издатель и главный редактор журнала о современной белорусской культуре pARTisan. Автор романов «Шалом. Военный роман» (2011) и «Стеклотара» (2013). C 2009 года работает в кино как художник и сценарист. В 2011 году представлял Беларусь на 54-й Международной биеннале в Венеции.

Published inГараж на участке

Comments are closed.

Designed by Ron