Skip to content

История одного кооператива Ximik

История одного кооператива Ximik

История одного кооператива

История гаражного кооператива «Ропнянский», начавшаяся больше 20 лет назад, похоже, подходит к концу.

Когда ко мне обратились члены гаражного кооператива «Ропнянский», я, признаться, поначалу даже несколько опешил. Об этой истории, стоящей в одном ряду с печальными историями жилищного комплекса «Борисов камень» и развалом Новополоцкого Треста ресторанов и столовых, мне приходились слышать ещё в начале нулевых годов.

Как оказалось «хождения по мукам» членов «Ропнянского» ещё не закончились. Правда, в отличие от 2005 года, когда под письмом в Новополоцкий горисполком подписалось больше двухсот владельцев гаражей, на сегодняшний день пытающихся отстоять своё право остались единицы.

История началась 14 декабря 1990 года, когда Новополоцкий исполком своим решением № 353 передал Управлению капитального строительства право на ведение учёта нуждающихся в строительстве гаражей и этим же решением обязал УКС «выступить единым заказчиком в проектировании и строительстве гаражей для личного пользования».

Здесь надо немного пояснить: на тот момент в Новополоцком исполкоме очередь желающих построить свой гараж уже перевалила за 10000 и, соответственно, строительство гаражей могло принести очень неплохую прибыль.

Уже 23 января 1991 года Витебский облисполком решением №2/13 из земель совхоза «Полоцкий» и учебно-опытного лесхоза Полоцкого лесного техникума, предоставил УКСу Новополоцкого горисполкома участок под строительство гаражей площадью почти в 15 гектар.

Подрядчиком для строительства гаражей была определена многопрофильная производственно строительная ассоциация «Витолит». Строительство предполагалось грандиозное, и 400 гаражей должны были стать лишь первой частью масштабного плана по возведению огромного гаражного массива, предназначенного удовлетворить «гаражный голод» новополочан.

Предполагалось, что городской бюджет профинансирует осушение болота, укладку канализационного коллектора и подготовку стройплощадки. Остальные работы должны были финансироваться через созданный УКСом гаражно-строительный кооператив.

16.06.1994 года решением №250 Новополоцкий исполком утвердил список членов гаражного кооператива «Ропнянский», тем самым образовав сам кооператив. При этом первый председатель кооператива Алла Хахель утверждает, что председателем она стала в январе          1992 года. Что в общем-то (хоть и косвенно) подтверждается оттисками печати кооператива на документах того времени.

И это не единственная «нестыковка» в документах и всевозможных официальных ответах. Например, председатель Полоцкого райисполкома Коростик в 2001 году в своём письме сетует на то, что «Новополоцкий горисполком до сих пор не создал гаражно-эксплуатационный кооператив».

В свою очередь, в 2005 году заместитель председателя Новополоцкого исполкома Симуров в ответе на коллективное обращение советует обратившимся «организовать гаражно-строительный кооператив и зарегистрировать его в Полоцком райисполкоме».

В этом же письме Николай Симуров утверждает, что «Строительство гаражей было прекращено в 1993 году».

Однако годом ранее, тогдашний председатель новополоцкого исполнительного комитета Александр Комаров, в своём ответе на депутатский запрос утверждает, что кооператив был создан, а строительные работы были свёрнуты лишь в 1996 году. Более того, на сегодняшний день регистрация кооператива не отменена, и он всё ещё числится в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Однако вернёмся в прошлый век. Видимо, достоверно установить, когда же Новополоцким бюджетом было прекращено финансирование строительства не удастся. Определённо можно сказать лишь одно: середине 90-ых на строительство не поступали деньги ни из бюджета, ни из кооператива. Тогда же  «была достигнута договорённость» между заказчиком и подрядчиком: «Витолит» на первом этапе строительства берёт все затраты на себя, а городской бюджет все эти затраты возместит позже. А строительство будет вестись за счёт продажи уже готовых гаражей.

Примерно в это же время в Новополоцке стали массово возникать платные автостоянки и ажиотажный спрос на капитальные гаражи спал. Официально  «Виталитом» было продано только 184 гаража. Первый председатель кооператива говорит о 230 гаражах. Гаражи на тот момент продавались за $800 – $850.

По словам Аллы Хахель, тогда же была попытка давления на неё со стороны руководства «Витолита» дабы кооператив принял в эксплуатацию гаражи без дренажной системы, канализации, света, подъездов и с незамкнутым контуром. Подрядчик и кооператив так и не смогли ни о чём договориться, а УКС, который был основателем «Ропнянского» и заказчиком строительства, никак себя в той ситуации не проявил. «Витолит» свернул строительство гаражей. Положение оказалось патовым.

И если до 2000 года в кооперативе «Ропнянский» ситуация с воровством и вскрытием гаражей не намного отличалась от ситуации в других кооперативах, где есть охрана, то с зимы 2000-2001 годов воровство и мародёрство в этом никем не охраняемом гаражном массиве начинает приобретать угрожающие масштабы.

Воровать начинают не только мелочи, забираясь в гараж, но и снимать ворота с незанятых или недостроенных гаражей, воруют даже электрические кабели, независимо от того воздушные они или подземные. Люди, как могут, противостоят этому – обращаются в милицию, несколько раз пытаются подвести к своим гаражам линию электропередачи, чтобы поставить гаражи на сигнализацию. Всё тщетно. Уголовные дела если и возбуждаются, то следом приостанавливаются «в связи с неустановлением лица совершившего преступление».

Владельцы гаражей начинают забрасывать письмами все мыслимые инстанции. Пишут и в исполкомы, и в прокуратуры, и в Администрацию президента, и лично президенту. Результат нулевой. Почти десять лет безуспешной борьбы за свою собственность сыграли свою роль: подавляющее большинство членов кооператива «Ропнянский» смирилось с безвозвратной потерей 800-850 долларов.

В 2011 году у несчастных собственников гаражей появилась небольшая надежда: Новополоцкие власти решили возродить этот злосчастный кооператив. По словам первого заместителя председателя исполкома Александра Белохвостова, поскольку Новополоцк должен будет продолжать строиться на правом берегу Двины, то этот гаражный массив был бы очень востребован. Тем более что и число желающих иметь свой гараж перевалило за тысячу человек.

Однако только в городских СМИ появилась информация о попытках восстановления кооператива, гаражи начали… разбирать. Среди бела дня к ним подъезжают автокраны, грузовые машины, снимают плиты перекрытия и разрушают стены. Милиция лишь разводит руками и объясняет, что это делают «неустановленные лица»…

Закономерен вопрос: а чего же хотят те немногие, что обратились к автору этих строк? А хотят они простой справедливости. Хотят, чтобы те люди, которые разрушили до основания 400 гаражей, были найдены и наказаны. И может быть вернуть свои деньги. Но это уже если повезёт.

Published inГараж своими руками

Comments are closed.

Designed by Ron