Skip to content

Застряли в гаражах. Общество. №21 (591) 28 мая 2007

Застряли в гаражах. Общество. №21 (591) 28 мая 2007

Застряли в гаражах

№ 21 [591] от 28.05.07 — У генплана по строительству третьего городского кольца появились жертвы. В скором времени планируется убрать расположенный на месте будущей автострады гаражный кооператив «Авто-90», которым пользовались некоторые чиновники и сотрудники силовых структур. Организатор строительства — председатель кооператива Александр Аксененко — может провести в колонии пять лет. В ближайшее время решение суда Советского района будет обжаловано в горсуде.

Гаражная история с криминальным подтекстом тянется несколько лет, с тех пор как столичная милиция возбудила уголовное дело о самовольном строительстве гаражей. По мнению правоохранителей, председатель ГСК Александр Аксененко злоупотребил своими полномочиями, организовав в 2000г. строительство капитальных кирпичных гаражей в районе ул. Богдановича-Широкая-Олешева вместо ранее запланированных металлических. Как отмечено в решении суда Советского района, оглашенном в марте т.г. Аксененко совершил ряд нарушений, в числе которых причинение ущерба в особо крупном размере 187 членам ГСК «Авто-90» на Br452.182.345 и нанесение «существенного вреда» государственным и общественным интересам.

Обвиняемый категорически не признает своей вины, а его адвокат Наталья Теляжевич, выступая в судебных прениях, отметила, что судьба «Авто-90» так и не разрешилась: «Власти не приняли по этому вопросу окончательного решения». Поэтому об ущербе говорить рано, как и о том, будут ли снесены гаражи: «Не исключено, что их оставят и узаконят» .

Аксененко исполнял должность председателя «Авто-90» с 1992г. За это время в районе ул. Олешева появилось более 400 гаражей с капитальными подвалами. Разрешив строительство, власти оговорили, что гаражи должны быть металлическими, чтобы в случае необходимости без усилий демонтировать их. Капитальные гаражи, выполненные из кирпича, с объемным подвалом, начали строить после включения в «Авто-90» клиентов расположенной неподалеку сносимой автостоянки. Одновременно с новыми членами у «Авто-90» появилась дополнительная территория. В конце минувшего века Мингорисполком санкционировал начало проектно-изыскательских работ по расширению гаражного кооператива с установкой металлических гаражей и оборудованием пункта техобслуживания. Для удобства во временное пользование членам кооператива передали дополнительный участок, на котором также позволили установить металлические гаражи.

Как отмечено в приговоре суда, Аксененко разрешил возведение на участке кирпичных, а не металлических гаражей. По словам обвиняемого, об этом просили члены кооператива. Последних поддержала администрация Советского района, направив ходатайство об улучшении условий в Мингорисполком.

По мнению Аксененко, близость отдельных членов кооператива к городским властям породила слухи о возможной передаче участка в постоянное пользование. Уверенность в положительном решении вопроса якобы поддерживали крупные чиновники.

Пока в Мингорисполкоме раздумывали над улучшением условий хранения автомобилей, члены кооператива, по словам Аксененко, «в ультимативной форме» потребовали начала строительства. Подчиняясь мнению большинства, председатель отдал распоряжение спроектировать капитальные гаражи, а затем начать строительство.

Полная стоимость капитального кирпичного гаража варьировалась от $1,5 тыс. до $2,5 тыс. Деньги члены ГСК сдавали председателю, а тот заказывал работы строителям. В результате около сотни автовладельцев построили хорошие гаражи и начали пользоваться ими. Но идиллия длилась недолго. По словам обвиняемого, знакомый чиновник, который обещал скорое разрешение гаражного вопроса, неожиданно попросил на эти цели $10 тыс. Председатель отказал, а вскоре на территории ГСК появилась комиссия, потребовавшая прекратить самовольное строительство.

С 2001г. «Авто-90» находится в состоянии перманентной войны с городскими властями. Требования о приостановлении строительства соблюдаются далеко не всеми, никто не торопится съезжать с освоенной территории. Видимо, в надежде, что гаражи им все же оставят, незадачливые автомобилисты, признанные потерпевшими, не торопятся требовать у обвиняемого деньги, потраченные на строительство. В ходе суда иски о возмещении вреда Аксененко подали только восемь человек.

«О том, что гаражи «полулегальные», было известно. — вспоминает один из членов ГКС, пожелавший остаться неназванным. — Но люди все равно давали деньги на строительство: каждый день нам обещали, что вопрос вот-вот решится. Но однажды на территорию кооператива какие-то машины привезли песок и засыпали подъезды в «Авто-90» и к некоторым гаражам. Нас начали выживать».

Самовольное изменение проекта обернулось неприятностями: автовладельцы не смогли оформить на гаражи право собственности. По мнению следствия, это «обострило конфликтную ситуацию» между членами кооператива и госорганами.

В заключении, датированном 2005г. созданная для изучения ситуации комиссия дала весьма нелестную оценку госорганам. Ситуация в «Авто-90» получила скандальную окраску. Действия администрации Советского района, Мингорисполкома, Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, направленные на пресечение нарушений законодательства в части самовольного строительства, назвали «правомерными, однако малоэффективными». Отсутствие со стороны госорганов решительных действий в начальной стадии конфликта «способствовало развитию ситуации» .

По мнению проверяющих, «работы по расширению гаражного кооператива осуществлялись с ведома и по разрешению местных органов». а власть принимала решения крайне медленно. Если постановление о прекращении пользования временным участком появилось в 2001г. то Мингорисполком только через два года признал строительство гаражей самовольным, предписав снести их до 2004г.

Это обстоятельство позволяет стороне защиты утверждать: «Негативные последствия для членов кооператива наступили не из-за действий Аксененко, а из-за халатности должностных лиц Мингорисполкома». По мнению Натальи Теляжевич, «допустив начало строительства капитальных гаражей без получения на то соответствующего разрешения, Аксененко имел все основания полагать, что такое разрешение будет получено, гаражи будут узаконены» .

На решение суда первой инстанции, которое пока не считается вступившим в законную силу, подана жалоба. Отметив «необъективность» приговора, адвокат согласился, что Аксененко допустил нарушение закона в виде изменения проекта строительства, однако, «понимая и предвидя, что гаражи могут снести, предпринимал все возможные меры, пытаясь добиться положительного решения горисполкома». Этого Аксененко не удалось: летом минувшего года его задержали и поместили в СИЗО. Поскольку председатель ГСК некоторое время работал в России, а в Минске появился с чужим паспортом, в который была вклеена его фотография, суд посчитал доказанным обвинение и в подделке документов.

Сторона защиты просила горсуд переквалифицировать обвинение Аксененко в хищении, служебном подлоге и злоупотреблении служебными полномочиями на халатность, прекратив уголовное преследование по этому нарушению в связи с истечением срока давности, и отпустить на свободу, ограничившись ранее отбытым наказанием.

Застряли в гаражах. Общество. №21 (591) 28 мая 2007
Published inГараж своими руками

Comments are closed.

Designed by Ron